Эмпатическое слушание

Коммуникация, без сомнения, является самым важным умением в жизни. Когда мы не спим, мы почти все время общаемся.

Существует четыре основные формы общения: чтение, письмо, речь и слушание.

Хорошо владеть ими крайне необходимо для того, чтобы быть эффективным. Мы годами учимся читать, писать и говорить, однако очень мало времени уделяем улучшению навыка слушать. Большинство из нас уверены, что умеют слушать, поскольку постоянно этим занимаются.

Но на самом деле мы слушаем других, исходя из своей собственной системы координат, в рамках собственной системы взглядов. Слушать по настоящему – значить выходить за рамки своей биографии, своей системы взглядов и системы ценностей. Слушать по настоящему, это стараться глубоко вникнуть в обсуждаемый вопрос и встать на точку зрения другого человека.

Когда в процессе коммуникации мы слушаем другого человека, мы, как правило, слушаем его на одном из четырех уровней:
— первый уровень, когда мы игнорируем, т.е. мы не слушаем другого человека;
— второй уровень, когда мы делаем вид, что слушаем нашего собеседника;
— третий уровень, когда мы слушаем избирательно, т.е. выхватываем из речи собеседника, отдельные фразы или слова;
— и наконец, четвертый уровень, когда мы слушаем внимательно, т.е. концентрируем свое внимание и сосредотачиваемся на словах нашего собеседника.

Однако мало кто применяет пятый, высший уровень слушания – эмпатическое слушание.

Эмпатическое слушание – это слушание с намерением понять другого человека, поскольку большинство людей слушает не с намерением понять, а с намерением ответить своему собеседнику.

В процессе эмпатического слушания мы стараемся взглянуть на вещи с позиции другого человека, стараемся проникнуть у его систему представлений. Благодаря этому, мы начинаем видеть окружающий мир так, как видит его другой человек, мы начинаем понимать его парадигму, мы начинаем ощущать то, что чувствует этот человек.

Эмпатическое слушание происходит от слова «эмпатия – сочувствие, сопереживание».

Эмпатическое слушание представляет собой мощную силу, поскольку позволяет нам получать более точную информацию для дальнейших действий, благодаря тому, что в процессе эмпатического слушания мы настраиваемся на восприятие информации, которая идет из глубины души другого человека.

При эмпатическом слушании мы слушаем другого человека, как своим умом, так и своим сердцем.

Эмпатическое слушание хорошо подходит в случаях оперативного применения — когда требуется быстро преодолеть эмоции собеседника. Но в длительном применении может иметь противоположный эффект. Если мы пытаемся эмоционально поддержать человека, который обиделся и закрывается в себе, то тем самым поддерживаем его в этой модели поведения. Мы словно говорим «обижаться и закрываться в себе это норма».

Чтобы овладеть техникой эмпатического слушания нужно освоить четыре последовательные стадии:
— первая стадия – это повторение содержания. Хотя данная техника и является наименее эффективной, но, во всяком случае, она побуждает нас слушать нашего собеседника;
— вторая стадия – это перефразирование содержания. Эта техника более эффективна, по сравнению, с первой, но по прежнему ограничена тем, что связана только с вербальным общением;
— третья стадия – связана с подключением нашего правого полушария. Мы начинаем отражать чувства нашего собеседника;
— четвертая стадия – это совмещение второй и третьей стадии, когда мы перефразируем содержание и отражаем чувства.

Однако ни одна техника, ни один прием не помогут вам эффективно применять эмпатическое слушание, если у вас не будет искреннего желания понять другого человека.

Тот, кто слушает с эмпатией, способен достаточно быстро уловить, что происходит в душе другого человека, при эмпатическом слушании ваш собеседник может спокойно, слой за слоем открываться перед вами, пока не дойдет до самой сердцевины, т.е. места, где кроется реальная проблема.

При этом хочется отметить, что эмпатическое слушание дело достаточно рискованное, поскольку, когда мы слушаем человека эмпатически, мы открываемся перед этим человеком и соответственно становимся более уязвимыми для оказания на нас определенного воздействия.

В этом и состоит парадокс, для того, чтобы оказать на кого то влияние, нужно сначала подвергнуться влиянию.

Но если вы уверены в себе, то можете смело применять в процессе коммуникации эмпатическое мышление, не боясь при этом открываться и становиться уязвимым.

Важность роли эмпатического слушания состоит также в том, что эмпатическое слушание лежит в основе одного из навыков высокоэффективных людей: «сначала стремитесь понять, потом — быть понятым».

В заключение хотелось бы привести слова Ральфа Рафтона, доктора медицины «Об умении слушать», которые как нельзя лучше раскрывают суть эмпатического слушания:

«Когда я прошу вас послушать, а вы начинаете давать мне советы, вы не выполняете мою просьбу. Когда я прошу вас послушать, а вы начинаете говорить мне, почему я не должен так чувствовать, вы не считаетесь с моими чувствами. Когда я прошу вас послушать, а вам кажется, что вы должны сделать что-то, чтобы решить мою проблему, вы, как ни странно, подводите меня. Послушайте! Я просил только о том, чтобы вы выслушали меня: не говорили, не делали – просто услышали меня… Я сам могу о себе позаботиться. Я не беспомощен. Возможно, сломлен и не уверен в себе, но не беспомощен. Когда вы делаете за меня то, что я способен и должен сделать сам, вы лишь подкрепляете мой страх и ощущение слабости. Но если вы просто воспримите как должное мое чувство, каким бы иррациональным оно не было, тогда я смогу прекратить свои попытки убедить вас и подвести к пониманию того, что стоит за этими иррациональными чувствами. А если это прояснится, ответы станут очевидными, и мне не нужны будут советы».

 

 

© Исламов Пархат Эрнестович, 2018 г.
Все права защищены. Издание осуществлено в авторской редакции. Перепечатка, тиражирование без согласия автора запрещено. При копировании ссылка на сайт обязательна.